В предверии дня празднования дня памяти святого мученика Василия Мангазейского представляем вниманию посетителей сайта статью Управляющего Норильской епархией Преосвященнейшего епископа Агафангела.
Когда мы слышим слово «первопроходец», то наше воображение рисует фигуру бородатого казака, сурового воеводы или лихого переселенца. По житейски непонятно, как пятнадцатилетний мальчик, купеческий сын Василий, оказался в составе первой реально осуществленной экспедиции в Сибирь, возглавляемой московским воеводой Савлуком Пушкиным. Ведь из Ярославля, где путешественники экипировались, везли с собой буквально все нужное для жизнеобеспечения, поэтому на долбленой коче каждое место для человека и груза было выверено и рассчитано. Этой экспедицией было положено начало планомерного государственного освоения Восточной Сибири и в 1601 году, был заложен первый город-плацдарм - Мангазея.
Святые – это люди, чья земная жизнь отвечает христианскому пониманию добра и зла. Они прожили свою жизнь с постоянной памятью о Боге, вверяя свою жизнь Ему. Их много. Большинство остаются неизвестными, и лишь немногих Господь своими чудесами в нужный час являет миру в помощь и поддержку нам с вами, и не только в качестве ходатая перед Богом!
Изучая жизнь святого, размышляя о ней, мы постигаем важные вещи, который Господь через конкретную человеческую историю доводит до нас. Таким святым стал для Сибири первопроходец мученик чудотворец Василий Мангазейский.
А почему именно он? Казалось, первым сибирским святым должен стать мужественный воин, отважный миссионер, преодолевающие опасности? Сколько именно таких святых дал миру Господь до этого и после. Но почему именно мальчик простой в своем существе жизни?
Приехал, честно трудился, не обманывал, даже тогда когда это было бы полезным и абсолютно безнаказанным, всегда молился и читал Священное Писание, соблюдал все христианские правила, когда никто не принуждал и мог легко оправдать послабления суровыми условиями. А когда настало время выбирать между жизнью и честью, тихо принял мученическую кончину и был тайно брошен в безвестную могилу. Жизнь как практическое богословие! Это было в 1602 году, а его честные мощи Божьим промыслом были открыты миру в 1649 году.
В эти годы освоение Приенисейской Сибири шло очень активно. Не только защиту от разграбления и единение с мощным государством давала народам Сибири русская миссия, но и духовное единение с православным миром, проникновение в сокровищницу православной духовной культуры. Это событие для коренных народов Севера сродни крещению Руси, когда наши далекие предки из многообразия мира избрали богатство Византийского наследия.
Решение катехизаторских задач очень важно для установления миссионерского диалога. И Господь, открыв святость юного сибирского чудотворца, показал, что перед Его очами мужество яркого подвига и ежедневная чистая жизнь одинаково святы. В сибирской миссии большую роль играло формирование у язычников истинного образа христианина. Простые и понятные черты в поведении пришельцев: честность в делах, забота о слабых, помощь нуждающемуся, ими обладали и язычники. Это объединяло новых и коренных сибиряков внутренним родством, побуждало язычников к постижению более важных сложных истин, к встрече со Христом.
Сегодня Василий Мангезейский первый сибирский чудотворец возглавляет Собор Сибирских святых, входит в с состав собора святых Красноярской митрополии. Это особо почитаемый святой на территории Норильской епархии, что не случайно, так как его святые мощи пребывают в Свято-Троицком Туруханском монастыре с 1670 года.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в декабре 2016 года учреждена епархиальная медаль святого мученика Василия Мангазейского трех степеней, которой будут награждаться клирики, миряне и организации за церковные заслуги перед Норильской епархией, прежде всего в деле катехизации и миссионерства.
+АГАФАНГЕЛ
Епископ Норильский и Туруханский