Блаженного Василия почтим!
В предверии дня празднования дня памяти святого мученика Василия Мангазейского представляем вниманию посетителей сайта статью Управляющего Норильской епархией Преосвященнейшего епископа Агафангела.
Свято-Троицкий Туруханский монастырь
В 1657 году на безлюдном берегу Енисея в месте впадения в него реки Нижней Тунгуски в 30 верстах от последнего населенного пункта на пути продвижения первопроходцев, осваивающих Восточную Сибирь, высадился монах Тихон. Он построил часовню и келью и приготовился к долгому пустынножительству. Но его планам не удалось сбыться: к нему стали стекаться люди, как и он ищущие спасения и склонные к монашеству. К 1660 году вокруг монаха Тихона уже собралось много братии, а на месте часовни строился храм Живоначальной Троицы.
Братия просила своего наставника принять сан священника и встать во главе монастыря. Уступив их просьбам, монах Тихон отправился в Тобольск, где была архиерейская кафедра. Через несколько месяцев он вернулся к братии в сане священника и с указом об образовании монастыря.
Братия возрастала, укреплялось и материальное положение монастыря. Но подлинный его расцвет и усиление духовного влияния началось с 1670 года, когда иеромонах Тихон перенес в монастырь мощи первого сибирского святого Василия Мангазейского из умирающего города Мангазея. К мощам первого сибирского святого, горячо почитаемого местным населением, включая язычников, стекалось много паломников. Царскими указами 1662, 1664, 1689 годов за монастырем были закреплены места лова рыбы и земли, на которых расцветало и множилось разнообразное монастырское хозяйство. Особенно укрепилось оно после получения в конце XVII века по духовному завещанию богатых соляных ключей и крупнейшего в Сибири солеваренного завода.
Вокруг монастыря на ранее безлюдном месте стали селиться люди, затерявшиеся на просторах приенисейского Севера. Вскоре поселение получило название – село Монастырское, затем город Туруханск – центр Туруханского края. Монастырь, таким образом, с самого начала своего образования собирал вокруг себя людей, давал работу, учил хозяйствовать, но прежде всего, был духовным центром: помогал людям, оказавшимся в языческом мире, сохранить веру, христианскую культуру и бытовые традиции. Эту часть Сибири населяли тунгусы, остяки, кеты, якуты и другие кочевые народы Севера. Они говорили на разных языках, которые мало общались между собой в силу различий языка, культуры, быта, способов хозяйствования и маршрутов передвижения. В таких условиях монастырь стал единственным фактором присутствия России в этих местах, оторванных на десятки и сотни верст от станков первопроходцев. В этих условиях он взял на себя неофициальную миссию поддерживать оказавшихся здесь русских людей и налаживать связь с местным населением. Свято-Троицкий монастырь задолго до организации здесь миссионерской деятельности государства начал активное православное просвещение местного населения, организовал обучение русскому языку детей кочевников, создав школу для детей инородцев с интернатом для проживания. Школа эта просуществовала до прихода к власти большевиков.
В синодальный период и, особенно в годы земельных реформ, осуществляемых Екатериной II, положение монастыря резко ухудшилось. Лишение мест лова рыбы и охоты, земель и, особенно, соляных промыслов, привело богатый монастырь на грань нищеты. После определения монастырских штатов Свято-Троицкий Туруханский монастырь стал третьеклассным. Число братии стало резко уменьшаться, в условиях сурового климата и крайней бедности рассчитывать на ее пополнение не приходилось. В пореформенный период штаты монастыря так и не были заполнены. Не прекращалась только богослужебная, учебная деятельность монастыря и поддержание памяти святого мученика Василия Мангазейского. Велось летописание и сбор материалов для его жития, собирались документы для прославления основателя обители блаженного Тихона, пока все не сгорело в пожаре 14 ноября 1726 года.
Помимо основателя монастыря блаженного Тихона, обитель гордится именами подвижников веры, бывших в разное время его настоятелями: иеромонаха Мисаила (1788-1799), игумена Илиодора (1850-1863), иеромонаха Макария (1895-1897), иеромонаха Серафима (1904-1917). Монастырь был ликвидирован в 1921 году. Монастырский храм Святой Троицы с предельным храмом Благовещения был закрыт только в 1930 году. До этого времени в нем совершал службы один из последних священников Туруханского края, благочинный иерей Мартин Римша, трижды подвергавшийся в этот период уголовному преследованию, отбывавший ссылку в Казачинских поселениях и умерший в 1941 году.
В 1990 году в поселке Туруханск был создан православный приход, а 8 июля 1991 году состоялось первое богослужение. Затем решением Священного Синода Русской Православной Церкви началось возрождение монастыря, первый устав был зарегистрирован 18 июля 1996 года. С декабря 1996 года настоятелем монастыря является игумен Агафангел (Дайнеко).
Епископ Агафангел (Дайнеко)
Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость города Норильска
История православной общины города Норильска берет свое начало с 60-х годов прошло века. Старожилы вспоминают, что в 1953 году, когда в числе бывших политзаключенных священнослужители из НорилЛАГа перешли на вольное поселение, вокруг них стали собираться верующие и неофициально организовался небольшой приход. Верующие для молитвы и общения собирались на квартирах. Об этом периоде становления православной общины, к сожалению, не сохранилось никаких документальных свидетельств.
В ноябре 1989 года указом Новосибирского митрополита Гедеона в городе Норильске был образован православный приход в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и был направлен первый священник. В самом начале становления прихода службы приходилось совершать на частной квартире, в которой проживала семья священника. Впоследствии для совершения богослужений было приспособлено отдельное помещение в жилом доме.
Официально Норильский приход Русской Православной Церкви зарегистрирован администрацией города Норильска 21 июня 1991 года. И уже 7 июля этого же года Преосвященнейшим Антонием, Епископом Красноярским и Енисейским состоялась закладка фундамента храма в честь Рождества Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Церковное строительство началось на месте, где ранее располагались бараки политзаключенных НорилЛАГа. Их молитвами это место было освящено задолго до того времени, когда православная община обретала здесь свои первые организационные формы. С помощью Божией, стараниями Горно-металлургического комбината и самоотверженным трудом прихожан кирпичное здание малого крестильного храма было завершено уже в 1993 году. На Святую Пасху было совершено первое Богослужение, а через несколько месяцев Высокопреосвященнейший архиепископ Антоний освятил храм архиерейским чином. Вскоре после этого началось строительство храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В строительстве этого храма активное участие принимали не только прихожане храма, но и большинство норильчан. Это была подлинно народная стройка, которая шла ударными темпами: уже в 1997 году начались отделочные работы. Знаменательным событием в жизни Норильска стала торжественная установка крестов на здании храма.
В 1997 году на престольный праздник в новопостроенном храме состоялось первое богослужение. 27 июля 2003 года Высокопреосвященнейший Антоний, архиепископ Красноярский и Енисейский, освятил норильский храм архиерейским чином. Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II присвоил храму статус собора.
В 2011 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ присвоил Норильскому собору статус Кафедрального собора епархии.
В настоящее время Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» является единственным действующим храмом на территории Центрального района Большого Норильска. В соборе ежедневно совершаются богослужения и таинства Церкви.
На территории собора разместилось епархиальное управление новообразованной Норильской епархии. ALT91A
В Норильске состоялся казачий круг
12 марта 2022 года в конференц-зале Архиерейского подворья храма в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской города Норильска состоялся казачий круг Норильского городского казачьего общества. В его работе принял участие руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством иерей Сергий Кузьменко.
Новости Московской Патриархии
21 декабря 2024
- Священники Мурманской епархии посетили пострадавших при столкновении поездов
- Состоялось заседание Объединенного докторского диссертационного совета
- Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в престольный праздник Амвросиевского храма Новодевичьего монастыря столицы
- Митрополит Калужский Климент награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»
- Представители Издательского Совета посетили воинские подразделения в зоне СВО
- В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале
- В Донецке больница святителя Алексия откроет учебный центр по сестринскому уходу